Кнопка

 

Логотип

Главное управление по образованию Минского облисполкома

Государственное учреждение образования
"Молодечненская санаторная школа-интернат"

Область

 

 

Главная

 

Меню раздела

 

 

Разделы сайта

 

Статистика посещений за неделю

Яндекс.Метрика

 

 


Электронные средства обучения в школе

Важнейшим условием информатизации учебного процесса является внедрение в практику электронных средств обучения (далее ЭСО). ЭСО-это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.ЭСО могут быть следующих основных типов:

    • тестирующие системы;
    • электронные тренажеры;
    • виртуальные учебные лаборатории;
    • информационно-справочные системы (учебные базы данных, электронные энциклопедии, справочники);
    • дидактические компьютерные игры;
    • инструментальные среды разработки;
    • наборы мультимедийных ресурсов;
    • автоматизированные обучающие системы;
    • экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы.

Кроме того, ЭСО могут быть комбинированными, состоящими из нескольких компонентов перечисленных основных типов. Планируя урок с применением ИТ, необходимо задуматься о целесообразности применения того или иного метода и о том, как его можно применить для изучения данного материала. При этом учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

    • четко определять педагогическую цель применения ЭСО в учебном процессе;
    • уточнять, где и когда он применяет ЭСО в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной информации;
    • согласовывать выбранное ЭСО с другими средствами обучения, применяемыми на уроке;
    • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.

Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:

    • обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
    • компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
    • компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
    • автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
    • автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.

Ключевые аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:

    • мотивационный аспект – создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
    • содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
    • учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
    • организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
    • контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.

Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО. Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

    • класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
    • вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
    • в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:

    • обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;
    • организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;
    • деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;
    • деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;
    • деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;
    • организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
    • соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:

    • индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
    • предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
    • расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
    • расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
    • •формирование информационной культуры учащихся;повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.

 

 

       

 

Адрес: 222310, Республика Беларусь, Минская область, г. Молодечно, ул. Волынца, 1"А"
Телефон: 8-0176-532494-приемная/факс, 772831-дежурный
Контактные телефоны, расчетные счета
Электронная почта: mshi1@minsk-region.edu.by