Кнопка

 

Логотип

Главное управление по образованию Минского облисполкома

Государственное учреждение образования
"Молодечненская санаторная школа-интернат"

Область

 

 

Главная

 

Меню раздела

 

 

Разделы сайта

 

Статистика посещений за неделю

Яндекс.Метрика

 

 


Родителям о правах ребенка
Каждый ребенок приходит в этот мир беспомощным, беззащитным, уязвимым. Его жизнь, здоровье, благополучие зависят от окружающих его взрослых людей. Если дети растут в атмосфере любви, понимания, защищенности, то во взрослой по жизни они создают вокруг себя такую же благополучную среду с уважением и терпением относятся к окружающим людям, к своим детям. Общество, которые мало заботится о достойной жизни подрастающего поколения, не имеет будущего. Проблема прав ребенка, забота о его жизни, полноценном развитии, образовании и воспитании стали сегодня общечеловеческими.
Уже в детстве ребенок приобщается к ценностям общества, в котором он живет. В этот период необходимо развивать у детей самоуважение и уважение к окружающим людям. На основе данных понятий базируется осознание своих прав, прав окружающих людей, а в целом формируется правовая культура будущего гражданина общества. Образование в области прав человека является важным элементом утверждения в обществе нравственных ценностей.
Организация Объединенных Наций 1995-2004 гг. объявила десятилетием в области прав человека. Изучение их стало неотъемлемой частью образования во многих странах мира. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь также обсуждается проблема прав ребенка, обращается внимание на необходимость формирования у детей правовой культуры. Словосочетание "права ребенка" стало распространенным в нашей жизни.
Идея соблюдения прав человека волновала людей еще с древних времен. Принципы их равенства, достоинства личности, ненасилия отразились во многих религиях мира - буддизме, индуизме, христианстве. Мысль же о необходимости защиты детей возникла в конце XIX- начале XX в. Положение их во многих странах в этот период было очень тяжелым, и общество заговорило о правах ребенка.
В 1917 г. великий педагог, представитель свободного воспитания К.Н. Вентцель предложил вариант Декларации прав ребенка. Примерные требования этой декларации были сформулированы в 18 параграфах. Приведем некоторые из них: "каждый ребенок имеет право на существование, т.е. ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий..."; "каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований..."; "ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком"; "каждый ребенок может свободно выражать в письменной или устной форме свои мнения и мысли в той же степени, в какой этим правом пользуются и взрослые люди..."; "ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию".
В 1923 г. Международный союз спасения детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка, которая состояла из пяти пунктов и раскрывала основы благосостояния детей и принципы их защиты.
В 1924 г. 5-я Ассамблея Лиги Наций в Женеве подписала Декларацию прав ребенка, где была отражена идея особой заботы о детях. Обстановка после Второй мировой войны в области прав человека во многих странах была катастрофической. Первым международным актом деятельности ООН в этом на­правлении стала Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948г. Данный день объявлен днем прав человека во всем мире. "Всеобщая Декларация явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблю­дения элементарных прав личности, демократических прав и свобод для всех и содержащим перечень этих прав и свобод".
В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой провозглашаются социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Принятие Декларации было связано с их тяжелым положением. Большим спросом пользовался дешевый детский труд, увеличивалось количество малолетних проституток. Декларация прав ребенка обратила внимание общества на эти проблемы. Взрослые осознали, что даже временные ухудшения условий жизни ребенка могут нанести непоправимый урон его развитию. "В Декларации в форме десяти принципов представлен Кодекс благополучия каждого ребенка без всяких исключений... Десять принципов этой Декларации представляют собой первую попытку международного сообщества выделить особую роль глобальной проблемы прав ребенка. Они сыграли важную роль в привлечении мирового общественного мнения к проблемам прав детей и условий их жизни.
Как и во всех документах по правам ребенка, основное содержание принципов Декларации прав ребенка обращено к взрослым.
Международные документы о правах человека можно разделить на две группы: декларации и конвенции. Декларация (от лат. declaratio - объявление, провозглашение) - это международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Декларация не имеет обязательной силы, она содержит рекомендации, пожелания. Конвенция (от лат. «conventio -договор, соглашение) - это соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме. Конвенция имеет обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Эти страны обязаны привести в соответствие с международными требованиями конвенции свои внутренние национальные законы. В период с 1979 по 1989 г. комиссия во главе с польским ученым А. Лопатко подготовила окончательный текст Конвенции о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Конвенция была единодушно принята на Генеральной Ассамблее ООН. Это первый международный правовой документ, в котором закреплены "гарантии осуществления" прав детей. Конвенцию о правах ребенка называют "мировой конституцией прав ребенка".
Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей. В ней охватываются все стороны прав человека - гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В Конвенции о правах ребенка получили свое развитие принципы защиты прав детей, раскрытые в Декларации прав ребенка. Статьи Конвенции рассматривают все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Государства, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка, обязаны выполнять все ее статьи, несут юридическую ответственность за свои действия по отношению к детям. Ребенком считается человек до 18 лет. Защитить интересы каждого из них - основная задача Конвенции о правах ребенка.
В Конвенции закрепляется право ребенка на активное участие в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения по различным вопросам. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и участие в жизни общества. Одним из главных правовых принципов, провозглашаемых Конвенцией, является признание ребенка полноправным членом общества, утверждение приоритета его интересов перед интересами государства. Свободное развитие личности ребенка требует от общества соответствующего уровня здравоохранения, соблюдения норм питания, безопасной окружающей среды и предоставления всего этого детям в приоритетном порядке. В Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе за ними, в обеспечении их защиты.
28 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, и с 30 октября 1990 г. в Республике Беларусь она вступила в силу. Принятие последующих документов в этой области связано с соблюдением и выполнением статей Конвенции о правах ребенка.
30 сентября 1990 г. на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в Нью-Йорке была провозглашена Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В ней обращено внимание на проблемы развития детей во всем мире, на улучшение их здоровья и питания, на влияние в их судьбах экономических условий жизни. В этом документе освещены острые нужды и проблемы детей, возможности защиты их жизни, задачи по улучшению условий их развития, обязательства государств по обеспечению соблюдения их прав. "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежды. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной, по мере того как расширяются их перспективы и они обретают опыт".
Несомненно, гарантом соблюдения прав человека в нашем обществе является Конституция Республики Беларусь, ее основной Закон. Так, в Конституции сказано, что "государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности... Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию..." .
19 ноября 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон "О правах ребенка". Закон состоит из 5 разделов, содержащих 37 статей: I раздел - Общие положения; II раздел -ребенок и семья; III раздел - Ребенок и общество; IV раздел -Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях; V раздел -
Закон "О правах ребенка" рассматривает основные моменты жизнедеятельности ребенка, утверждает права детей, живущих в Беларуси. Это право на жизнь, на охрану и укрепление здоровья, на гражданство, на образование, на отдых, на приобщение к национальной и мировой культуре, на проживание в семье, на защиту чести и достоинства каждого ребенка и др.
2 октября 2000 г. Палата представителей Республики Беларусь приняла Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в закон РБ "О правах ребенка", где особое внимание обращается на то, что "важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства настоящего и будущих поколений. Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации"1. В новом законе 42 статьи. В нем определены правовая основа регулирования прав ребенка (статья 1), сфера применения этого Закона (статья 2), право на бесплатный проезд (статья 12), гарантируется право с 14 лет "на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод..." (статья 13), "право на защиту от информации, пропаганды, агитации, которые наносят вред здоровью, моральному и духовному развитию ребенка" (статья 22), "право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции" (статья 28). Соблюдение взрослыми закона "О правах ребенка" дает возможность детям расти в атмосфере доброжелательности, любви, заботы, развивать свои способности.
Все названные основополагающие документы по правам ребенка легли в основу Национального плана действий по защите прав детей на период 1995-2000 гг., который был утвержден в 1995 г. Ответственным за его реализацию является Министерство образования Республики Беларусь.
Национальный план предусматривает: предоставление детям и родителям информации о правах ребенка; юридическую поддержку семей по закону "О правах ребенка"; защиту прав всех категорий детей; проведение лекций, конференций, социологических исследований по проблеме прав ребенка; изучение положения детей в семье и обществе.
Сегодня широко обсуждается вопрос о введении в школах должности детского правозащитника. В зарубежных школах существует подобный опыт - работают омбудсмены (уполномоченные по правам человека).
Указом Президента Республики Беларусь в апреле 1995 г. информация о Конвенции и Законе "О правах ребенка" была заложена в содержание учебных программ учреждений системы образования республики.
За период 1998-2000 гг. в учебных заведениях, органах образования республики были созданы информационные центры по правам человека. В Республике Беларусь создана Национальная комиссия по правам ребенка. "Это центральный государственно-общественный орган, который призван коор­динировать осуществление государственной политики в отношении детей". Национальная Комиссия контролирует соблюдение прав детей, координирует деятельность министерств и других центральных органов управления, разрабатывает программы по поддержке детей, проводит различные мероприятия, благотворительные акции и др.
В 1998 г. Президентом Республики Беларусь была утверждена программа "Дети Беларуси", которая направлена "на охрану прав детей и обеспечение их социальной защиты"2. Программа "Дети Беларуси" имеет подпрограммы "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Развитие индустрии детского питания". Каждая из них предусматривает комплекс мероприятий по улучшению жизни подрастающего поколения.
Статьи, гарантирующие ребенку его права, содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Этот документ был принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. и вступил в силу с 1 сентября 1999 г. Раздел IV называется "Охрана детства", состоит из трех глав: глава 15 "Права детей. Общие положения"; глава 16 "Социальные права детей"; глава 17 "Материальные права детей".
Понятия "достоинство личности", "права человека", "свобода", "равноправие" являются основополагающими при построении демократического общества. С детства ребенок осознает, что он в обществе не один, что есть близкие ему люди, с которыми нужно жить в мире и согласии, уступать им, выполнять их требования, прощать и любить их, проявлять понимание. Сначала это родители, бабушки и дедушки, воспитатели. Затем круг общения расширяется, появляются друзья, приятели, одноклассники. Сегодня уже в дошкольных учреждениях говорят с детьми об их правах на доступном для них языке. Учащиеся начальных классов изучают свои права, знакомятся с соответствующими основополагающими документами. Дети учатся жить в гармонии с окружающим миром, не- нарушать права других людей и цивилизованно отстаивать свои. Изучение прав ребенка должно стать неотъемлемой частью современного образования. В первую очередь пусть ребенок научится уважать самого себя как личность, относиться к себе с должным пониманием, изучать свой внутренний мир.
Необходимо учить детей признавать ценность другого человека, его индивидуальные особенности, уважительно относиться к желаниям и увлечениям окружающих людей, не ставить свое мнение и свои интересы выше других. Это во многом зависит от того, как мы, родители и воспитатели, относимся к нашим детям, как мы соблюдаем их права.
Наше будущее во многом зависит от того, как наши дети усвоят нормы демократии, научатся уважать друг друга, воспринимать противоположную точку зрения, грамотно и культурно отстаивать свое мнение. Перед взрослыми стоит ответственная задача по формированию у детей особого мировоззрения, которое позволило бы им жить в ладу с собой и с близкими людьми, выполнять общечеловеческие нормы поведения.
Советы родителям:
1.Чаще задавать себе вопрос: "Как я должен поступать, чтобы не нарушать права своего ребенка?"
2.Помнить, что поведение родителей является образцом для детей. Если сами родители часто нарушают права своего ребенка, то он не замечает подобных нарушений со стороны окружающих, принимая свое бесправное положение как должное.
3.Уметь вовремя устраниться, предоставив ребенку право выбора.
4.Защищать позицию ребенка, когда кем-либо ущемляется его достоинство.
5.Объединяться со своими детьми для преодоления определенных трудностей, подчеркивая их право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией собственной жизни.
6.Чаще создавать дома ситуации для разговора "по душам", чтобы ребенок мог спокойно рассказать родителям о своих проблемах.
7. Учить ребенка цивилизованным способам защиты своих прав.
Вопросы для обсуждения:
1. Принцип 2 Декларации прав ребенка гласит: "Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства".
Как вы это понимаете?
Созданы ли в вашей семье такие условия?
Кто, по-вашему мнению, несет основную ответственность за предоставление ребенку таких условий?
2. Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка обеспечивает "ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зре­лостью ребенка", а в статье 13 записано: "...ребенок имеет право свободно выражать свое мнение...".
Как вы понимаете суть данных статей?
Всегда ли ваши дети имеют возможность выразить свой взгляд?
Как вы относитесь к мнению вашего ребенка?
3. Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка сообщает: "Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке".
Применяете ли вы насилие (физическое, моральное, психологическое) по отношению к своему ребенку?
Как вы можете защитить своего ребенка от насилия, оскорбления, грубого обращения со стороны окружающих?
4. Статья 31 Конвенции ООН о правах ребенка гласит: "Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством".
В достаточной ли мере ваш ребенок пользуется этим правом?
Довольны ли вы тем, как он проводит свой досуг? Как бы вам хотелось изменить ситуацию?
5. Статья 37 предупреждает, чтобы "ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания".
Всегда ли защищен ваш ребенок от такого обращения?
К каким последствиям может привести унижение, оскорбление ребенка?

 

 

       

 

Адрес: 222310, Республика Беларусь, Минская область, г. Молодечно, ул. Волынца, 1"А"
Телефон: 8-0176-532494-приемная/факс, 772831-дежурный
Контактные телефоны, расчетные счета
Электронная почта: mshi1@minsk-region.edu.by